Постоянные читатели

пятница, 17 августа 2012 г.

Мастер-класс для начинающих "Рисуем штампами (штампинг-коллаж )"

Честно говоря, я слегка побаивалась  выпуска  этого мастер-класса, настолько проста его тема. Слишком часто посещала мысль: ну кому это сейчас нужно, ведь всё уже сотни раз опубликовано, и всем известно.  И только утром, прочитав отзывы в блоге "Жажда Творчества", я поняла, что подобные сомнения были довольно странные, ведь ЖТ живёт и работает прежде всего для начинающих, и именно это должно  воодушевлять меня больше всего.
Для создания работ ( в том числе и набросков) я использовала подушечки Distress, поскольку у них очень экономный расход (они на водной основе), тому же они отлично впитываются, ими также легко создавать фоны, как и штамповать, а потом отмывать штампы. Даже для очистки (при штамповке несколькими цветами), достаточно несколько раз приложить штамп к листу бумаги, чтобы он снова стал чистый и готовый к работе. Я постаралась представить самый простой способ создания изображения с помощью доступных и недорогих наборов штампов. Кроме того, их выбор сейчас настолько огромный, что научиться находить то, что нужно именно тебе, довольно сложно. Именно поэтому начинающим так важно найти "свою" тему, и не только, чтобы сэкономить деньги, но и для того, чтобы не захламлять любимый скрап-уголок маловажными покупками. 
Я также постаралась описать все возможные варианты инструментов и материалов, чтобы (если возникнет настоящий интерес к штампингу) начинающий смог выбрать только то, что нужно именно ему или использовать вполне доступные подручные средства. 
И поверьте, что для создания красивой работы вполне достаточно одной чернильной подушки и одного (но очень удачного подобранного) набора штампов, - лично я начинала именно так и просто удивляюсь тому, что так несправедливо забыла о самом главном (фактически, тайном)) своём скрап-увлечении, как жаль! Надеюсь, что преодолею прежде всего свои страхи, ведь самое важное в штампинге (как и в живописи) - постоянная тренировка...

А теперь, собственно, и сам МК :)

Поскольку термин "коллаж" в современном толковании используется  не только для обозначения приёма создания целого изображения из ряда других изображений или их отдельных фрагментов путём наклеивания, но и при помощи графических средств и даже компьютерных программ, то я назвала этот МК "Штампинг-коллаж". В принципе, для нас это всё равно будет означать создание декоративной композиции в японском стиле с помощью различных штампов. 


Свой коллаж я сделала ещё зимой, но только недавно о нём вспомнила, когда в очередной раз затеяла "генеральную уборку" среди бумаг и записей. Увы, такое часто бывает, особенно если в голове одновременно возникает слишком много идей, а времени для их описания не хватает ))

А в начале я совсем кратко расскажу о том, что же такое композиция в японском стиле. Прежде всего - это соотношение и взаимосвязь всех элементов. "Одиночной" мы назовём композицию из элементов с одним главным, а "групповой" - с большим количеством элементов, среди которых нельзя выделить главный. Японский стиль отличает особая сдержанность, простые натуральные цвета (земли, травы, дерева, бамбука, опавшей листвы, соломы, камня и т.д.) и элементы. У японцев особое отношение к природе, поэтому изображения пейзажа, бытовых сценок, животного или растительного мира - самые традиционные. Кроме того, все они настолько графичны, что их довольно просто повторить с помощью штампов. Конечно, гораздо быстрее и проще нарисовать картинку, чем "отштамповать" её (хотя на первый взгляд может показаться обратное, уверяю, что при использовании большого количества штампов это не так уж и просто), зато наградой вам будет настоящее "авторское" изображение, которое вы смело сможете повторять в других своих работах, подписывать и тиражировать, как гравюру ))

Для создания этого коллажа ( а также других работ) мне понадобились:

Штампы (только прозрачные)
InkaDinkaDo stamps: "Asian Design" (98626), "Asian Life" (98776); Kaisercraft "Oriental"stamp; Pink Paislee "Butterfly Garden"; Folia (Max Bringmann KG) "Garden", Mr. Painter "Китайские мотивы-2".
Бумага
чистоцеллюлозная акварельная бумага "ООО Альт" (200 г/кв.м), бумага для принтера.
Чернила
Distress Inks: Vintage Photo, Forest Moss, Peeled Paint, Scattered Straw.
Инструменты
Пресс для штампов со сменными пластинами Fiskars Easy Stamp Press, акриловый блок, пульверизатор Ranger Mini-mister, коврик Ranger Non-stick Craft Sheet, аппликаторы Ranger, кисть для акварели Kuretake.

Этот коврик Ranger Non-stick Craft Sheet специально создан для любителей штампинга и создания фонов, к тому же он выдерживает высокие температуры и на нём можно проглаживать мокрую бумагу даже утюгом.
Все эти инструменты и материалы даны просто для ознакомления. То, какие выберете вы для своих работ, - совсем не важно :)

Итак, приступим...
Сначала мы должны выбрать наборы штампов, в которых присутствуют традиционные для японской живописи элементы. Я выбрала два набора от InkaDinkaDo "Asian Design" (бамбук), и "Asian Life" (японка и чайник); Kaisercraft "Oriental" (иероглифы); Pink Paislee "Butterfly Garden" (большая стрекоза и бабочка); Folia "Garden" (муравей, лягушка, бабочка, кузнечик, тыквы), Mr. Painter "Китайские мотивы-2" (заросли бамбука).

Наборы штампов InkaDinkaDo "Asian Design" и "Asian Life"; Kaisercraft "Oriental"; Pink Paislee "Butterfly Garden"
Набор штампов Folia "Garden"
Теперь выберем цвет фона для того, чтобы подобрать нужные цвета чернил для штампинга. Мне нравится цвет жёлтой бумаги, поэтому я  выбрала для неё Distress Ink Scattered Straw.  Сначала я нанесла на лист акварельной бумаги немного чернил и слегка растушевала их аппликатором. После этого слегка сбрызнула коврик с нанесёнными на него чернилами водой и снова растушевала чернила на бумаге уже влажным аппликатором.

Я не стала использовать мокрое окрашивание, поскольку "рисунок" фона при этом был бы совершенно иной, а мне хотелось именно "пятнистый" - с намёком на неоднородность массы, свойственной бумаге ручной работы. К тому же, одна сторона этой бумаги зернистой фактуры - очень приятная на ощупь.
 Этот способ хорош тем, что чернила глубоко проникают в бумагу и уже значительно меньше пачкают руки, особенно при попадании влаги )) Увы! Мы довольно часто забываем, что чернила на основе вытяжки из грецкого ореха от Ranger без закрепления вовсе не так стойки, поэтому дополнительно закрепим их горячим утюгом (заодно и бумагу разгладим, хотя этот сорт практически не коробится). Обязательно (так, на всякий случай) сделайте несколько листов и, если не собираетесь наклеивать их на картонную основу, не забудьте окрасить с двух сторон.

Теперь, когда  фоны готовы, возьмём один лист (это будет наш пробник), выберем штампы и попробуем несколько цветов чернил, чтобы убедиться в том, что композиция будет в самой выигрышной гамме. Я практически всегда использую для штампинга  Disterss Inks, поскольку мне нравится их приятный цвет, отсутствие густоты или блеска. К тому же они никогда не пачкают штампы, и заниматься уборкой после окончания работы одно удовольствие. Но на этот раз я выбрала их и по иной причине: именно их цвета - самые натуральные, экологические; такие, какие нужны для нашего японского стиля. Свой выбор я остановила на двух цветах: Peeled Paint (для изображения бамбука) и Forest Moss (для всех остальных изображений).

Выбранный первоначально цвет Crushed Olive слишком светлый и совершенно не даёт нужной контрастности, а Walnut Stain оказался слишком тёмным...
Когда мы определились с выбором цветов, приступим к созданию композиции. Поскольку это самый важный этап работы, отнесёмся к нему очень серьёзно.  Даже если мы нашли все нужные изображения, это вовсе не значит, что мы сможем использовать в своей "картине" все из них. Многие изображения могут быть лишними или не подходить  по размеру и форме, к тому же их очень важно  разместить в "нужных" местах... 

Для "набросков" мне понадобилась белая бумага для принтера. Я всегда использую её не только для "черновиков", но и вместо коврика для тонировки: стоит недорого, испачкалась - выбросил )) Есть и другой способ: например, отштамповать изображения, вырезать их и начать раскладку на листе, но я не очень люблю им пользоваться  (разве что если элементов не более 4-х)...

Выберем самые "значимые" элементы композиции (мини-изображения) и мысленно представим себе "картинку" - то есть то, что мы хотим "увидеть" в своей работе: бамбук, бабочки, стрекозы, кузнечик, тыквы-горлянки, лягушка, муравей, иероглифы...  

Я выделила два главных элемента - бамбук и иероглифы:  длинные, узкие  и наиболее "традиционные".  Но оказалось, что рядом они практически не смотрятся: разная высота и прямоугольная форма штампа "Иероглифы" очень мешала им "дружить". 

На этом изображении видно, что штамп с бамбуком намного длиннее штампа с иероглифами: такую композицию лучше всего "обрезать" под тэг или небольшую открытку...

Поэтому я решила добавить сверху иероглифов мини-изображения квадратной формы.

Поскольку вначале коллаж задумывался как обложка блокнота, я предусмотрительно отметила место, которое должно было остаться "пустым".
Мне пришлось попробовать несколько вариантов, пока я не остановила свой выбор на двух - "светлолицей" японке и чайнике. Поскольку длина фона с японскими иероглифами вначале меня тоже не устроила, то снизу я аккуратно добавила их изображения, стараясь точно соблюдать "рисунок". Следует заметить, что этот штамп для "непосвящённых и невнимательных" таит определённую угрозу репутации )) - обязательно отметьте его верх, чтобы текст не был перевёрнут.

Таким образом можно "продлить" любой повторяющийся текст, самое важное, чтобы штампы были прозрачными.
Нижняя часть текста мне тоже показалась слишком скучной, поэтому я решила заполнить пространство тыквами. И поскольку штамп с их изображением совсем небольшой, то также пришлось потренироваться над тем, чтобы получилась вот такая симпатичная горка...

Чтобы горка из тыкв получилась  красивой, нужно к полному изображению добавлять элементы из различных частей штампа, слегка изменяя наклон, высоту и иногда "обрезая" изображение. Это возможно, если наносить чернила только на определённую часть штампа.
Эта горка получилась самой красивой, но в коллаже я её почему-то не повторила...
Мне очень захотелось оживить её небольшими фигурками насекомых и лягушонка, которые я нашла в наборе штампов Folia "Garden". И здесь вариантов оказалось такое множество, что было довольно трудно остановить свой выбор на одном из них, хотя в конце концов и это пришлось сделать ))

На первый взгляд, все изображения разные, но это не совсем так, поскольку главная задача - найти самое лучшее "место" для каждого персонажа, даже очень-очень маленького. Тут очень важны цвет и  расположение  элемента, которые способны сделать его или практически незаметным (как, например, у моего кузнечика), или контрастным и выразительным...
Но самое трудное было впереди... Изображения бабочек и стрекоз были просто необходимы, но для того, чтобы расположить их на довольно большом пространстве, пришлось постараться... Очень важно было сделать так, чтобы своими размерам и направлением "движения" они ни в коем случае не испортили композицию.  На этом этапе я сделала больше "набросков", чем за всё время работы, отмечая красным карандашом наиболее удачное расположение и наклон элементов (вы смогли это заметить во всех набросках) ...

Стрекоза, на свободном фоне, летящая в заросли бамбука (влево и вверх), делает это  пространство гораздо реалистичнее и интереснее, чем её же изображение, наложенное  на иероглифы или расположенное над ними.
Я представила для этой статьи лишь самые важные (по крайней мере для меня) наброски. На самом деле их было гораздо больше. Прежде, чем я отметила галочками практически конечный результат своих трудов, я сделала немало вариантов " свободного полёта" этих милых насекомых.
Когда результат меня почти удовлетворил (именно "почти" и никогда "точно")), я расположила нужные штампы на пластине (кроме самых маленьких) в точном соответствии с наиболее удачными набросками (выделенными красным), нанесла чернила и отштамповала на листе с готовым фоном.

Как видите, изображения, отштампованные чернилами на водной основе на акварельной бумаге, выглядят приглушённо, а иногда даже "размыто", как этот бамбук. Его листья средней светлоты позволяют увидеть сидящих на них кузнечиков, чего не было бы достигнуто, если бы я использовала для создания коллажа только один цвет...
Для этого очень удобно использовать акриловую пластину для штампов от Fiskars, поскольку она позволяет разместить в нужных местах множество штампов.
1. Сначала на самый удачный набросок (у меня это готовая картинка, что в данный момент совсем не важно) наложим большие изображения (бамбук и иероглифы) ...


2. Затем, разместим над ними пластину Fiskars (или большой акриловый блок)...

3. Надавим на пресс сверху, чтобы закрепить (приклеить) штампы к его поверхности...


4. Теперь можно перевернуть пресс со штампами и нанести чернила нужных цветов... Изображения насекомых и тыкв я выполнила с помощью маленького акрилового блока.

Таких пластин у меня несколько, и при желании я могу сделать "постоянные основы" для одной или нескольких работ...
Если такого пресса для штампинга от Fiskars у вас пока нет, можно воспользоваться или большим акриловым блоком или прочной прозрачной коробкой для CD/DVD-дисков. Кстати, многие современные клеи (особенно супер-клеи) позволяют приклеить к ним ручку из пластика (можно взять и лёгкую мебельную); самое важное - коробочка не должна прогибаться при нажатии, т.к. это отразится на качестве отштамповки. Лучше используйте самую тонкую.

Итак, мой коллаж готов. Конечно, он не само совершенство, но поставленную задачу я всё-таки выполнила )) Весь набор набросков до сих пор хранится у меня в папке для проектов и теперь при необходимости я смогу ими воспользоваться...

Вторая композиция больше напоминает традиционный рисунок, чем коллаж, поскольку в ней очень мало элементов. Создать её очень легко даже начинающему - стоит лишь вдохновиться несколькими примерами японской живописи и композиция (при наличии нужных штампов) сложится без труда...

Две стрекозы, резвящиеся  над  собранными тыквами, лежащими у зарослей бамбука, скорее всего выслеживают маленького и очень одинокого кузнечика, призывающего своей звонкой песней подругу :)
Этот тэг я сделала по скетчу Ольги Лагуновой. Он уже был представлен в задании "Жажды Творчества", но его основой послужил именно мой "стародавний" коллаж...

Прямой, как бы "обрезанный" фон иероглифами не портит композицию на тэге, поскольку она достаточно узкая и к тому же я оставила его светлым. Здесь я слегка размыла все изображения кистью для акварели.
А этому тэгу уже больше полутора лет. Одна из самых первых моих работ. Тогда у меня была всего одна подушечка Distress Ink Vintage Photo, один аппликатор Ranger и несколько наборов штампов Folia, которые мне очень нравятся своей "упругостью" и детализацией (в отличие от "мягкотелых" клонов Mr. Painter, которыми я не слишком довольна).

Что может быть прекраснее конца лета... Цвет этих чернил - один из моих самых любимых: фон и изображения сделаны только  с помощью Vintage Photo...
Я вырезала его с помощью набора от Fiskars (резак и трафареты). Инструментами этой фирмы я пользуюсь до сих пор, в том числе и набором для тиснения ScrapBoss, несколько трафаретов для которого я даже сделала сама.

Изображение глицинии взято из другого набора Folia и достаточно традиционно, рамка из лютиков просто служит  местом для надписи, которая, я надеюсь, очень скоро появится...

Эта открытка сделана с помощью штампа InkaDinkaDo ""Asian Design" (ветка сакуры) и Dove "Japan Journey" (журавль) и чернил Distress.
Надеюсь, что вам было интересно :) 
Спасибо за внимание!

16 комментариев:

  1. Очень интересно!Большое спасибо за Мк. Надо попробовать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что он пригодился :) Обязательно пробуйте и создавайте что-то своё, новое, удивительно-неповторимое, и обязательно покажите!

      Удалить
  2. Леночка, спасибо за МК, очень познавательно и интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, спасибо, что заглянули и отдельное - за то, что Вам понравилось :)

      Удалить
  3. Лена, спасибо за рассказ, подсказки и советы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, делилась с большим удовольствием, приятно, что мк оказался полезным :) Буду стараться и дальше ))

      Удалить
  4. Вы потеряли свою репутацию. Ни чего нового, всё "это" содрано с иностранных блогов и рассчитано на "страждущих творчества". По сути, кто то истинно и профессионально пишет "картины", а ваша участь - увы, срисовывать контуры... Вы переоцениваете свою значимость, уймитесь...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну и зачем Вы так? А тем более анонимно. Вам повезло, вы где-то уже это видели. А кто-то и не видел. Многие с удовольствием и интересом просматривают этот пост, включая и меня

      Удалить
    2. Ничего страшного! Прочитайте ещё раз первый абзац - там об этом всё написано :)

      Удалить
    3. Мои дорогие! Навряд ли кому-либо под силу меня "унять", а тем более обидеть - я очень сильный и целеустремлённый человек с богатой фантазией и неистощимой жаждой творчества )) Не стоит бояться недоброжелателей - они лишь доказательство того, что ты идёшь верной дорогой :)

      Удалить
    4. Леночка! Какая- же ты умница! Я очень рада, что знакома с тобой! У тебя не только талант, но и душа способная прощать и не обращать внимание на оскорбления и быть выше этого! Какая смелость писать анонимно! Вот где действительно прячется зависть! Это говорит о том, что у тебя есть не только поклонники твоего таланта, но и завистники. А, МК очень нужный! Я вот только начинаю со штампами работать и мне очень пригодился твой МК! Спасибо тебе!

      Удалить
    5. Галина, спасибо! Очень приятна поддержка людей, которым это действительно важно, и которые сами немало делают для того, чтобы помочь узнать о привычных техниках немного больше или хотя бы взглянуть на них немного иначе :) А по поводу "содрано", - многие знают, что я даже журналы не читаю, только книги, которым "100 лет в обед")) Все эти и техники были описаны задолго до нашего рождения, - изменились только материалы и инструменты, которые и представляют настоящий интерес ))

      Удалить
  5. Очень хорошая статья! У меня сотни штампов (люблю их), но очень мало их применяю, то ли боюсь, то ли не умею создавать гармоничную композицию... Спасибо, статья вдохновляет попробовать и начать двигаться в новом направлении.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, я их тоже обожаю и уже затрудняюсь указать количество )) Иногда думаю о том, что фотошоп проще, но... всё-таки обычный процесс более увлекателен, а результат непредсказуем: и в этом особая прелесть!

      Удалить