Постоянные читатели

среда, 10 октября 2012 г.

Готика - Ангелы и демоны стиля

До сих пор, также как и несколько столетий назад, бытует ошибочное мнение, что готический стиль - это нечто очень мрачное, угрюмое и пугающее. Однако, все эти заблуждения возникли "благодаря" литературе, музыке, изобразительному и киноискусству, создав стойкую ассоциацию между готикой и чрезмерной мрачностью. До сих пор, когда мы слышим "готический стиль" у каждого из нас возникают весьма противоречивые и неоднозначные образы: одни представляют вампиров, мертвецов и заброшенные замки рядом с кладбищами, а другие - уникальный архитектурный стиль и романы о прекрасных рыцарях и дамах…  

Источник

Своё название он получил как будто в отместку за забытое "величественное романское искусство" (вот так во все времена клеймят что-то новое и необычное!), несмотря на то, что никогда не имел никакого отношения к племени готов, называемому во все времена "варварским". Именно поэтому название "готика" можно считать условным. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон, однако в прежние времена его называли "стрельчатым" ("лучистым", "ланцевидным") или гораздо чаще - "украшенным" стилем.
Готический стиль прежде всего поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозный по своей форме он всё равно оставался очень чутким к жизни, природе и человеку, сосредоточив внутри себя всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров по-прежнему ощущаются новые веяния - пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному.
Особая одухотворенность готического искусства, а также его подлинный интерес к красоте реального мира, человеческим чувствам и возможностям человека, укрепление веры в его способность проникать в тайны природы и мироздания оказали огромное влияние на эпоху Возрождения, а его принципы органично вплелись в итальянское барокко.

Немного истории

Когда в XI-XII веках в феодальной Европе возник новый класс, - класс городской буржуазии, власть которого основывалась, главным образом, на движимом имуществе и на деньгах, - именно он стал основным двигателем экономического и культурного прогресса. С появлением финансовой независимости у людей произошло рождение идеи о том, что рай возможен не только на небе, но и на земле. И это было своеобразной революцией в сознании, философии и науке того времени.


Часть сельского населения, освободившись от влияния феодалов, стала специализироваться на ремесле и торговле, а развитие городов привело к необходимости появления новых типов зданий и сооружений: ратуш, цехов, гильдий, торговых складов и домов, арсеналов и больниц, университетов и школ, но прежде всего - крепостных стен и башен для защиты от нападений. Горожане сменили свои жизненные ориентиры и ценности. Их благосостояние теперь зависело не только от воли Божьей, но и от собственного трудолюбия. Они быстро научились ценить свой дом и самих себя, осознав исключительность и ценность своего "Я".


В интерьере зажиточных горожан впервые появились такие понятия как роскошь и предметы искусства. Именно "готике" мы обязаны появлением таких привычных и незаменимых вещей из нашего обихода как платяной шкаф, книжные полки, кресла, кровати, гобелены, обивка, портьеры (особенно с такими привычными и любимыми всеми россиянами ламбрекенами), кованые изделия для украшения интерьеров, лестниц, фасадов домов и ограждений, камины и кафельные печи.


И такое великолепие и многообразие потрясающий идей возникло прежде всего потому, что в отличие от прежней (романской) архитектурной школы, готическая не отталкивалась от устоявшихся традиций, а приветствовала и использовала множество новых, поистине новаторских идей. И когда в XVIII, и особенно в XIX веках в Европе проснулся интерес к средневековью, готический стиль возродился в своём новом, потрясающе эффектном воплощении, которое в Англии получило название "Gothic Revival" (возрождённая готика), а в других странах - неоготика.

Возрождённая готика.

Возрождение стилей (или иными словами, стилизация) более всего развивалось в викторианской Англии. (Здесь я с огромным удовольствием для себя отметила тот факт, что стилизованное пылающее сердце с крыльями, изображение которого так охотно используют скрапперы всего мира - и особенно те, кто предпочитает "винтаж" и "стимпанк" - именно "готическое"!). Интерес к средневековью, и особенно к средневековым руинам, в Англии пробудился ещё в середине XVIII века и был тесно связан с романтическим движением в английском искусстве того времени, пробудившем интерес общества к национальной истории, эпосу и старой готической архитектуре. Тогда, вместо термина "неоготика" употребляли "возрождённая готика". Но своего наивысшего воплощения он достиг в романах и балладах Вальтера Скотта. Распространению "неоготики" также способствовала литература в жанре "готического романа" и сочинения писателей-романтиков.

Henry Meynell Rheam (1859—1920)

Идеализация Средневековья проявлялась в стремлении ко всему неизведанному и таинственному, но так чтобы при этом не "исключить удобство и утончённую роскошь", имея целью прежде всего "удовлетворить свой собственный вкус и до некоторой степени воплотить собственные фантазии" (Х.Уолпол). Поскольку неоготика была фактически официально признана национальным стилем викторианской Англии, то мы, подобно Уильяму Моррису, постараемся не только выступить в защиту готического стиля, но и "поставить во главу угла вопросы о возрождении свойственной средневековому искусству целостности художественного восприятия, сохранение классических форм и любовное наполнение их декоративными элементами". Эти фантазии (иначе, эклектика) и есть характерная черта романтического мышления, отличающая этот стиль.
Также, очень важную роль в становлении неоготики сыграл и великий Антонио Гауди, который с особым восторгом принял все ее принципы и каноны. Маэстро архитектуры признавался, что такой основополагающий принцип этого направления, как "декоративность", полностью отвечает его собственным взглядам на жизнь и искусство.

 

 Стилизация готики (для чего это нужно)

Стилизация - это свободная творческая интерпретация исторических форм и стилей, целью которой является создание образа, способного наиболее полно воздействовать на зрителя.  Однако, тут очень важно помнить, что "творчество в неоготическом стиле представляет собой не столько стилизацию форм, но, прежде всего, создание особой мечтательной атмосферы для интеллектуального, исторически мыслящего человека, который принимает правила этой художественной игры, не ждёт от неё точного соответствия, имитации форм средневекового искусства, а ищет историко-культурные ассоциации, образные аллюзии и актуальные идеи. Ведь содержание искусства постоянно обновляется, а прекрасные формы остаются". (Словарь изобразительного искусства). Таким образом, используя и стилизуя богатый исторический материал, накопленный в течение веков, нам удаётся создавать неповторимые работы с яркими индивидуальными образами и гармоничными сочетаниями.

Что мы можем взять для стилизации готики

Готический стиль очень декоративен. Эпоха  готики - это время расцвета книжной миниатюры и появления станковой живописи, время высокого подъёма декоративных искусств, связанного с расцветом цехового ремесла: в резьбе по камню, дереву, алебастру и кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлических изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в вышивке, тканях и шпалерах - всюду царила изощрённость фантазии, а щедрое богатство декора сочеталось с блестящим мастерством и тщательностью отделки.

"Дама с единорогом", около 1500 г.

Архитектурные элементы
Характерная особенность готической архитектуры - арка стрельчатой формы, во многом определяющая весь внутренний и внешний облик готических зданий. Многократно повторяясь в рисунке свода, окон, порталов, галерей, она своими динамичными очертаниями усиливала легкость и энергию архитектурных форм. Благодаря этой конструкции помещения стали более просторными и наполненными светом. Узкие и высокие башни и колонны, богато украшенные фасады и многоцветные стрельчатые окна, - всё как будто устремлялось ввысь, к небу и богу и создавало, по словам Родена, "симфонию света и тени". Окно-розетка, как и весь готический собор, гармонично объединяло органические элементы природы с невидимой геометрией божественного космоса, а изображённые в залах многих соборов лабиринты представляли собой символы духовного паломничества, которое способно привести человека к осознанию и единству с Богом.

Шартрский собор

Витраж
Благодаря архитектуре нового стиля был создан интерьер, полностью залитый ярким солнечным светом. Этому способствовали и витражи, заполнявшие огромные поверхности окон. Их композиции воспроизводили апокрифические сказания, исторические события, религиозные и литературные сюжеты, а также изображения сцен из жизни и труда ремесленных корпораций, крестьян, представляя своеобразную энциклопедию средневекового уклада жизни. Каждое окно сверху донизу было заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. Техника витража, позволявшая сочетать цветовое и световое начала живописи, сообщала этим композициям повышенную эмоциональность. Огненные, цвета граната, густо-алые, красные, желтые, зеленые, ультрамариновые, голубые и темно-синие стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, пропуская наружный свет, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма, настраивая человека на возвышенный лад.

Шартрский собор

Цвета 
Яркие и насыщенные: тёмно-синий, тёмно-красный, зеленовато-жёлтый, фиолетовый, охристый, серый. Их сочетания тоже были контрастными: например, желтый с фиолетовым, зеленый с оранжевым и т.д. Широко использовалась позолота и краски на основе золотого порошка.


Скульптура
Простота и изящество четких форм, плавность и чистота контуров, ясность пропорций и сдержанные жесты служили в скульптуре выражением нравственной силы, духовного совершенства: распятия, скульптуры химер и ангелов с опущенными крыльями, скульптуры вооружённых рыцарей и т.д.

Мария-Магдалина, Собор Сент-Джон, Турин, XIV в.

Декоративно-прикладное искусство
Широкое распространение получили шпалерные росписи стен с изображением охоты, рыбной ловли, а не только Апокалипсиса;

Крышка шкатулки из слоновой кости и металла, Франция (1330-1350)

а также миниатюрная скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, складни и триптихи; шкатулки, посуда, изделия с лиможской эмалью и мебель.

Триптих Богородицы, конец XIII века

Книжная миниатюра
В готическую эпоху высокого расцвета достигло искусство книжной миниатюры и искусство средневековой книги. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Даже в иллюстрации с многофигурными композициями религиозного содержания включались  реалистические детали: орнаменты из растительных мотивов, изображение птиц, бабочек, зверей, бытовых сценок.

Рукопись, Кёльн, 1325-1328
Впервые в книжной миниатюре была использована техника гризайля и архитектурные формы. Миниатюры, изображения животных и листьев были помещены внутри бордюра правильной четырехугольной формы, а стилю готической книги придавалась особая декоративная нарядность с помощью причудливых форм, рамок и изысканных виньеток.


Ювелирное искусство 

Чаще всего простой средневековый горожанин видел ювелирные изделия в минуты общения с Господом и святыми, иными словами, находясь в церкви: литургические манускрипты в декоративных переплетах, кадила и сосуды для святой воды.


Предметы интерьера
При отделке помещений активно использовались кафель, ковры, занавеси, обивка. При этом особое (даже чрезмерное) внимание уделялось именно деталям и орнаментированию буквально всей поверхности изделий.


 Величественно-массивная, тяжеловесная, но "лёгкая" за счёт своей ажурности мебель, балдахины, ламбрекены, драпировки, стрельчатые (остроконечные) окна и арки, кованный металл, камины, светильники, подсвечники, люстры и канделябры, металлическая фурнитура (дверные петли, ручки, замки, ключи) и многое другое...

Мода (одежда)
Появились более лёгкие шарнирные доспехи рыцарей, сложный и облегающий покрой одежды, укороченное мужское платье, отделение юбки от узкого лифа. Наиболее популярный цвет одежды - жёлтый, считавшийся мужским.

Готические доспехи

Орнаменты
Самыми популярными орнаментами и украшениями были стилизованные мифологический (зооморфные, антропоморфные), растительные и геометрические: лиственные и ленточные, а также геральдический, "королевские" лилии, иллюзия каменных стен и вьющихся стеблей растений - листья винограда, репейника, дуба, плюща, клевера, роз и др. Также были распространены мотивы трилистника или двулистника и формы колючих растений - терновника, чертополоха, папоротника и др. Капители и карнизы зданий заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов. Все они как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях. Сама идея использования мотивов реальной флоры в готическом декоре была своеобразным каноном.

Шартрский собор

Шрифт - готическое письмо.
Готический шрифт также долгое время считали "варварским". Этот вид буквенных символов обусловлен, прежде всего, использованием гусиных перьев, обрезанных по диагонали. Как правило, при написании этим шрифтом пишущая кромка располагается по углом 45 градусов к линии строки. Буквы располагались очень плотно, поскольку сказывалась необходимость экономии ценного и дорогостоящего пергамента.


Основные разновидности готического письма:
Текстура (нем. Textur, лат. Textualis) — острое письмо; 
Ротунда или круглоготическое (итал. Rotunda, нем. Rundgotisch) — переходный вид письма от готического к антикве.
Швабахер (нем. Schwabacher) — ломаное письмо с округлёнными очертаниями некоторых букв; 
Фрактура (нем. Fraktur) — острое письмо с ломаными очертаниями.


Выбор темы

Готик шик (Gothic Chic) - использование богатого декора, шрифта и архитектурных форм готического стиля, при этом сюжет может быть абсолютно любой (этому стилю будет посвящена отдельная статья).

Готик шик-бутик (Gothic Chic-Boutique) - меняем цветовую палитру: вместо розового - фуксия, сиреневого - фиолетовый, фисташкового - изумрудный, бирюзового - синий...

Романтическая готика (Romantic Gothic) - эпоха готики совпадает с эпохой крестовых походов, возвышенной любви и рыцарских романов, поэтому используем сюжеты баллад и легенд Средневековья: благородные рыцари и прекрасные дамы;  вьющиеся розы и сердца; доспехи и замки; щиты и мечи; крылья и руки; геральдические символы и вымпелы...

Готика ужасов (Horror Gothic) - Хеллоуин, потустороннее: мрачные подземелья и кладбища, пауки и паутина; вампиры и ведьмы; кровь и черепа, летучие мыши и вороны; свечи и канделябры, скелеты и привидения, ангелы и химеры ...

Мистическая готика (Mystic Gothic) - волшебство и колдовство; ангелы и феи; мифические существа и драконы; колдуны и алхимики; свитки и манускрипты; знаки зодиака и "магические" знаки; заклинания и сосуды с зельями; змеи и саламандры; кентавры и сирены;  крылатые животные; Луна и Солнце; драгоценные металлы и камни...


 Материалы, инструменты, техники

Наибольший интерес для нас могут иметь всевозможные формы для вырубок (например, Sizzix Tim Holtz, Memory Box, Die-Versions, Spellbinders и т.д.), имитирующие классические или стереотипно воспринимаемые элементы, но в основном - архитектурные формы или элементы, такие как арки, витражи, скобяные или кованные изделия (ключи, замки, петли, ограды, "королевские лилии", геральдические символы и т.д.).
Хорошими украшениями могут служить произвольно созданные (вырезанные или нарисованные) архитектурные стрельчатые формы, имитация витражной росписи и каменной или кирпичной кладки.
Декоративными элементами могут быть бордюры и рамки, украшенные орнаментом (штампы, аппликация, лепнина, роспись и т.д.); лилии, гирлянды из мелких роз, листьев и гроздьев винограда; уголки, розетки, фигурки и маски из гипса; кружево, марля (для паутины, если вы любитель "хоррора"), стразы.
Краски и составы: имитирующие стекло, металл, дерево, лак, позолоту, серебро, ржавчину, кракелюр и патину: витражные краски, золотые и металлизированные (глиттерные) краски
Использование готического шрифта и иллюминирования, т.е. ручное раскрашивание изображений или нанесение украшающих изображений и орнаментов.
Техники: абсолютно любые; но самые эффектные - эмбоссинг золотой пудрой, тиснение по фольге или бумаге, витражная роспись контурными красками и клей-красками, плиточная мозаика.
Основные правила - использование стрельчатой или иной легко узнаваемой готической архитектурной формы,  элемента или изображения, а также тщательно продуманного декора. В некоторых случаях не помешает воспользоваться правилом "золотого сечения".

Идеи для стилизации готики




Источники:
http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь изобразительного искусства
http://www.lepnostyle.ru
http://arx.novosibdom.ru
http://dic.academic.ru

15 комментариев:

  1. Эта статья ознакомительная, поскольку меня больше всего интересует адаптация под Готик-Шик. Я постараюсь сделать работу или несколько в этом стиле, то есть так, каким представляю его я, но я также очень-очень жду ваших комментариев, поскольку они позволят мне более точно сориентироваться именно на декоративности. Заранее спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Лена, спасибо за статью, очень интересно и познавательно)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наташа :) Мне тоже было весьма Познавательно )) Просто очень хотелось избавиться от стереотипов, к тому же вампиры меня никогда не привлекали - слишком уж они примитивные! :) А вот мифология и волшебство, искусство витражной росписи и иллюминирование, декорирование и т.д. - Очень :)

      Удалить
  3. Лена. очень интресная позновательная статья, никогда не думала что готику можно применять в скрапе. ан нет вот как даже можно... Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв! Нам нужно обязательно постараться применить хотя бы небольшую часть богатого культурного наследия Средневековья :)

      Удалить
  4. я вся в ожидании очередного шедевра!
    читать много не могу, глазки болят((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля! Ничего страшного - прочитаешь как-нибудь на досуге :) А шедевр ... тут нужно ещё подумать!

      Удалить
    2. Леночка! Спасибо за столь интересную информацию! Для меня всегда готика была, одна из эпох со своей архитектурой, модой, культурой, стилем в искусстве. Это у меня осталось с уроков истории искусств, когда я училась в художественной школе. Ты дала описание стольким стилям готики,о которых, я и не подразумевала!

      Удалить
    3. Спасибо,Галочка! Однако, я замечу, что это подразделение всё-таки условное, поскольку существует только в моём воображении. Это некая попытка создания благоприятных условий для создания своей "любимой готики" ))

      Удалить
    4. Вот, кстати, сейчас подумала, что можно включить и ещё один вид готики - "готика готов" (Gothic for Goths) по принадлежности к молодёжной субкультуре ))

      Удалить
    5. Это точно. Мрачно конечно, но это реальность.

      Удалить
  5. Лена, с удовольствием читаю твои статьи. ты затрагиваешь темы, которых в скрапе еще никто не касался по-моему.
    и мне очень интересно будет посмотреть на твою работу в стиле готик-шик.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! :) В мире искусства так много идей для вдохновения, что просто преступно зацикливаться на чём-то одном, поскольку это хоть и отточит твоё мастерство, но неминуемо приведёт к потере интереса к творчеству и закончится банальной штамповкой :) И потом, не все "мечтают" творить в одном стиле, - вот тут-то и требуется поиск новых источников вдохновения. Но чаще бывает и так, что даже твой "устоявшийся" стиль жаждет "энергетической подпитки" ))

      Удалить
  6. Статья очень вовремя, как раз думаю о реализации блокнота в готическом стиле, у меня дочь носит одежду и украшения этой субкультуры, вот и мама приобщится заодно :-) Очень красивые вещи есть в этом стиле, особенно, если деньги позволяют :-) В некоторых магазинах можно по несколько часов зависнуть, рассматривая и вдохновляясь. Было бы здорово, если бы еще фотки самых выдающихся ювелирных украшений в этом стиле были бы в статье.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо за оценку :) Все современные украшения и иные стилизации будут описаны в Готик-шик.

      Удалить