Постоянные читатели

вторник, 25 сентября 2012 г.

Живой язык символов жанра "Ванитас"

В последнее время мы довольно часто встречаем множество любопытных и притягательных своей необычностью работ, содержащих анатомические рисунки (о них я напишу чуть позже) или изображения черепов и скелетов, которыми стали изобиловать даже привычные "валентинки". К тому же многие дизайнеры, например Тим Хольц,  любят создавать формы для вырубок и изображения для штампов на такие "мрачные" темы, которые мы как-то даже привыкли считать относящимися исключительно к Хеллоуину.  Однако, когда совсем недавно появилась коллекция бумаги на подобную тему, стало понятно, что этому течению суждено быть не просто модным направлением в скрапбукинге, но и, скорее всего, закрепиться в нём навсегда, обретя со временем отличительные признаки и особенности стиля. Но как же мы относимся к этому, мягко говоря, эксцентричному и вместе с тем довольно пессимистичному жанру? И насколько мы готовы выйти за его рамки, чтобы увидеть в нём какой-то совершенно новый, возможно более глубокий смысл? И наконец, какое же название более всего подходит этому необычному направлению в современном скрапбукинге? Ответы, тем не менее, гораздо ближе, чем мы можем себе предположить :)
Многие из вас, наверное, уже слышали о новом парфюме от Версаче под названием "Vanitas" и одноимённой коллекции стильных часов, а также неоднократно встречали иллюстрации, фотографии и картины с изображениями черепов и горящих свечей, но не многие знают о том, что термин "ванитас" уходит своими корнями в глубокое Средневековье.
Поэтому, прежде всего, давайте обратимся к его истокам и постараемся узнать и понять, чем же на самом деле является "ванитас" ...

Итак, согласно Википедии, Ванитас - это жанр живописи эпохи барокко или аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Эта ранняя стадия развития натюрморта предназначалась для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. История термина "ванитас" восходит к библейскому стиху Екклизиаста "Vanitas vanitatum et omnia vanitas" ("Суета сует - всё суета!").

Первый голландский натюрморт «Vanitas» кисти Якоба де Гейна, 1603.  Над аркой изображены Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит

Эстетика жанра, полного смысловых контрастов и искусственного уменьшения трагичности на грани ироничного гротеска, была весьма типична для искусства стиля барокко, и в своей первоначальной форме натюрморты-"ванитас" представляли собой фронтальные изображения черепов (обычно в нишах и со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах (обратной стороне) портретов в эпоху Ренессанса. Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными, а художники перестали изображать в композиции череп строго фронтально, размещая его несколько в стороне...


Эти натюрморты довольно редко включали человеческие фигуры и гораздо чаще скелет как персонифицированный образ смерти. Объекты изображались в некотором беспорядке, как бы символизируя ниспровержение человеческих достижений, которые они обозначали. Символика "суеты сует" имела своей целью подчеркнуть неустойчивость и хрупкость жизни, но наряду с морализирующими в ней также переплетались политические и религиозные темы.
Давайте рассмотрим лишь некоторые символы "ванитас", встречающиеся на полотнах, которые были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:
  • Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как "отражение", он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
  • Срезанные цветы означают краткость жизни и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель.
  • Стрекоза в средние века считалась одним из разновидностей мухи и её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола.
  • Бабочка, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.
  • Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
  • Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
  • Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.
  • Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
  • Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
  • Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
  • Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
  • Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
  • Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
  • Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
  • Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
  • Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
  • Песочные и механические часы — быстротечность времени.
  • Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
  • Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук; так же как и...
  • Глобус, как земли, так и звездного неба.
  • Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
  • Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
  • Красные сургучные печати.
  • Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
  • Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
  • Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
  • Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
  • Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
  • Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:
Vanitas vanitatum (Суета сует); 
Ars longa vita brevis (Искусство вечно, жизнь коротка); 
Hodie mihi cras tibi (Сегодня мне, завтра тебе); 
Finis gloria mundi (Так проходит мирская слава); 
Memento mori (Помни о смерти); 
Homo bulla (Человек есть мыльный пузырь); 
In ictu oculi (В мгновение ока); 
Aeterne pungit cito volat et occidit (Слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); 
Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (Всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей); 
Nil omne (Всё — это ничего).

Ну а теперь, в качестве примера, давайте рассмотрим анализ двух полотен старых мастеров живописи, чтобы убедиться в том,  насколько умело они использовали символику в своих работах...

Амброзиус Босхерт Старший " Натюрморт с цветами", 1614 г.
Срезанные цветы на этом натюрморте кисти фламандского художника Амброзиуса Босхерта Старшего (1573-1621) означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель. Поскольку стрекоза в средние века считалась одним из разновидностей мухи, то её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола. Бабочка же, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.

Флорис ван Дейк "Накрытый стол с сыром и фруктами", около 1615 г.
На этой картине голландский живописец и рисовальщик Флорис ван Дейк (1635-1672) изобразил несколько символов, среди которых мы различаем стакан вина, который являлся символом крови Христа и напоминанием о Тайной вечери; две кисти винограда христианский символ благих даров. Яблоко должно было напоминать о первородном грехе человека. Хлеб - символ тела Христа. Сыр у протестантов был пищей, разрешённой во время поста. Орех, согласно Блаженному Августину, - это образ Христа, а кожура ореха - плоть, скорлупа  - символ креста, а ядро намекает нам на божественную природу Христа.

И в заключение, я предлагаю вам познакомиться с работами художников (как старых, так и современных), содержащими самый "устрашающий" и самый главный символ жанра "ванитас"...

Галерея "Ванитас"
и череп в искусстве...

Дэвид Бейли (David Bailly) 1584–1657
Датский художник, известен как автор портретов студентов и профессоров Лейденского университета, а также нескольких картин, отражающих мимолетность жизни с такими символическими предметами как цветы и свечи. Его самый известный автопортрет включает максимальное многообразие символов жанра ванитас, - стоит только присмотреться повнимательнее...
David Bailly, Автопортрет с символами Ванитас, 1651.

Эдуард Шимо (Édouard Chimot) 1880-1959
Французский художник, иллюстратор, редактор, чья карьера достигла своего пика в 1920-х гг в Париже.
Édouard Chimot, La Mort, 1921

Мариэтт Лидис (Mariette Lydis) 1887-1970
Графиня Говонне, художница, картины которой всегда были "на грани дозволенного",
и чья жизнь была полна  необычайных приключений и сексуальных интриг.
Mariette Lydis, Un cheval de race, 1948

Николай Рерих 1874 - 1947
 русский художник, философ, мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, масон, поэт, педагог, создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов...
Н.К.Рерих. Исса и голова великанова, 1932
 
Сальвадор Дали (Salvador Dalí) 1904-1989
Величайший гений сюрреализма, уникальный испанский художник, скульптор и режиссёр.
Salvador Dali. Skull of Zurbaran, 1956.

Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) 1853-1890
Всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист.
Vincent van Gogh, Skull with Burning Cigarette, 1886
  
Жорж Дюмениль де Латур (Georges de La Tour) 1593-1652)
Французский живописец эпохи Барокко из Лотарингии, на творчество которого оказало большое влияние Караваджо и нидерландских (утрехтских) караваджистов.
Жорж Дюмениль де Латур, Магдалина перед свечой, 1630-35
 
Чарльз Алан Гилберт Charles Allan Gilbert) 1873-1929
американский художник-иллюстратор; в 18 лет создал самую известную оптическую иллюзию "Всё суета", которой до сих пор подражают многие художники и фотографы
 Charles Allan Gilbert, All Is Vanity, 1892
Poison by Dior, photographed by Vincent Peters, 2002.

Джеймс Хопкинс (James Hopkins), родился в 1976
Известный лондонский дизайнер, который виртуозно расставляет различные предметы так, чтобы в композиции угадывался человеческий череп.
James Hopkins, Last Days of the Sun, 2007

Гуидо Мокафико (Guido Mocafico) родился в1962  
Швейцарский фотограф, работает в Париже, специализируется на натюрмортах.
 Nature morte а la vanite, Guido Mocafico, 2007

Майк Митчелл (Mike Mitchell) родился в 1982
молодой американский художник-иллюстратор из Лос-Анджелеса, которого отличает талант создать из привычного, всеми узнаваемого образа совершенно новый, уникальный, весёлый и даже комический
Mike Mitchell, Little Pilot Skullington, 2009

Том Френч (Tom French) родился в 1982
Английский художник, чьи графические картины в жанре ванитас вызывают крайне неоднозначные отзывы: многие его работы изображают влюблённых, но при этом создают оптическую иллюзию черепа.
Metonymy, Tom French, масло
Блог художника, в котором он подробно описывает создание своих работ

Фернандо Винсенте (Fernando Vincente) родился в 1963
Современный испанский художник из Мадрида, знаменитый целой серией весьма неоднозначных и порой просто шокирующих своей откровенностью работ в интерпретированном жанре Vanitas (Ванитас), а также Anatomias (Анатомия), Atlas (Атлас), Pin-Ups (Постеры), Retratos (Портреты).
Этот художник - тема особая, и мы обязательно к нему вернёмся :)
 Блог с новой серией работ Venus-Vanitas
Fernando Vincente, Vanitas - Carne d'amour, 2008
Дэмьен Хёрст (Damien Hirst) родился в 1965
Английский художник, предприниматель, коллекционер, а также автор самого дорогого произведения современного искусства. Его знаменитый человеческий череп "За любовь Господа", сделанный из платины и инкрустированный бриллиантами, оценивается в 50 миллионов фунтов стерлингов.
Damien Hirst, For the Love of God, 2007
Вы впечатлены? Я - да!

PS: Когда статья ещё только готовилась к публикации, даже в рабочем блоге ЖТ высказывались самые неоднозначные мнения о том, насколько интересным и актуальным будет этот жанр для наших читателей. Однако, примем мы его или нет - уже не важно, потому что он существует, развивается и продолжает вдохновлять не только известных художников, дизайнеров и фотографов независимо от чьего-либо мнения и даже самого времени... А ещё мне подумалось, что в жизни людей бывают не только праздники, и с помощью символов "ванитас" можно передать самые разные чувства, поскольку этот череп - вовсе не единственный среди их потрясающего многообразия. Ведь существует же язык признаний (иначе, язык цветов или флюрографика), пусть существует и язык скорби, который также необходимо знать (конечно же, не дай Бог, но... memento mori !). Думаю, что цитата из статьи Елены Сикирич "Язык символов" как нельзя лучше подходит для понимания этой необходимости: "Испокон веков всякий раз, когда перед человеком вставала необходимость объять необъятное, соединить видимое и невидимое, связать между собой прошлое, настоящее и будущее, совершенно новое и поистине древнее; всякий раз, когда душа его рвалась к новым далям, для достижения которых нужно было преодолевать границы жизни и смерти, пространства и времени и постигать вечные законы бытия; всякий раз, когда для объяснения и выражения этого одних слов было недостаточно, — человек прибегал к удивительному языку символов".
Думаю, что всё-таки стоит обратиться к побудительным первоистокам своего собственного "Я"  и постараться как можно чаще выражать в работах свои истинные чувства, мысли и эмоции хотя бы посредством этого необыкновенно выразительного языка, ибо

Ars longa vita brevis!

Самый "традиционный" ванитас о тщетности почестей и славы

Эта работа - передняя крышка для мини-альбома из  моего любимого чёрного "ошкуренного" чипборда Sizzix и вырубками Sizzix Tim Holtz/

Инструменты и материалы

-Tim Holtz Sanding Grip 92816
- Sizzlits Decorative Strip Die "Alphabet" 656366
- Bigz Die "Heart Wings" 656638
 
- Movers & Shapers Magnetic Die "Mini Cabinet Card" 657206
 - Movers & Shapers Die "Vintage Cabinet Card" 657217  
Bigz Die "Regal Crest" 656637
- Movers & Shapers Die "Vintage Valise" 657219
- Bigz Die Movable Skeleton 656230
Embossing Folder World Fair - Renaissance
- Sizzix Little Sizzles 656490
- Tim Holtz - Idea-ology Collection Paper "Lost & Found"
 - Bazzill Basics Chandler Blackberry Swirl
-Tim Holtz Distress Ink Old Paper
-Dovecraft Gold Pigments Ink Pad
-ColorBox Cape Cod Metallic Pigments Ink Pad
- Ranger Embossing Powder Super Fine Detail
- ScrapBerry's Scotch Magic
- Leeho White Glue
- Sizzix Permanent Adhesive Sheets 656802
 -Tim Holtz - Idea-ology  Fasteners (Brass)


Предлагаю как можно чаще общаться на этом необычном языке! Лично мне он очень понравился, однако, для его "жизни", им  должны владеть как минимум двое :)

Как вы считаете, какой скрытый смысл можно увидеть здесь?



10 комментариев:

  1. Спасибо за такую интересную и познавательную статью! Прочитала с большим интересом!

    ОтветитьУдалить
  2. фуф..труд коллосальный...
    но тут я не с тобой))))))))))
    не мо Ё )))))))))))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, ну почему же?! А я так старалась, чтобы именно символика заинтересовала ... )) Черепа испугали? Так и без них можно обойтись, а вот другая символика этого натюрморта всегда актуальна, причём в любой работе, если хочется придать ей особый смысл :)

      Удалить
  3. статья интересная, спасибо!
    но не думаю, что скраперы могут захотеть общаться на такой языке, там же всего 2 фразы по сути "все тщетно" и "мы все умрем":))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Возможно :) Но... кто боится смерти, тот боится и жизни. Все люди размышляют о жизни и смерти, но не все настолько жизнелюбивы, чтобы рассуждать о них с юмором :) Меня интересует символика, поскольку во многих странах свой язык символов, и следует быть особенно внимательным. Например, то, что в Европе может означать символ жизни, в Азии может оказаться символом смерти, и наоборот. Для открыток "С днём рождения" это, скорее всего, не существенно, но для креативных работ - актуально всегда. Большое спасибо за отзыв и мнение!

      Удалить
  4. Лена спасибо за вдохновение) лучше уж я выплесну свои эмоции на бумаге чем соседу на голову ,) и крамольные мысли хАчу бронзовые ножницы с бабочками ХиХ((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наташа :) Действительно, лучше уж "выражаться" символами и на бумаге )))

      Удалить
  5. Очень интересный блог и его хозяйка. Спасибо, узнала много интересного благодаря Вам. Стиль заинтересовал, думаю, что он не для всех, скорее для философских натур :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Статья была написана к заданию блога "Жажда Творчества", где вы можете посмотреть не только работы участниц и ДК, но и принять участие :)

      Удалить