Постоянные читатели

среда, 24 июня 2020 г.

Мейл-арт и штампинг

Приветствую вас, дорогие читатели!

Однажды кто-то сказал, что художники больше всего любят писать письма. Но поскольку они все-таки художники, то ... 
Как-то, примерно в середине прошлого века, один известный американский художник, дизайнер и визуальный поэт Рэй Джонсон, решил посылать друзьям по переписке свои коллажи с помощью обычной почты. Но не приватным образом (т.е. в запечатанных конвертах), а так, чтобы по пути к адресатам их могло увидеть множество людей. И превратил обычный почтовый конверт в произведение искусства, в котором самым важным объектом стал собственно сам конверт - вне контекста его обычных вложений. Но, поскольку при этом была задействована почтовая служба с ее обязательным наклеиванием марок и их последующим штемпелеванием, то она тоже невольно стала участницей этого творчества, которое прочно вошло в историю под названием почтового искусства - MAIL ART (мейл-арт). 


Через некоторое время его идею поддержало знаменитое движение Флюксус (Fluxus), которое ставило своей задачей стереть границы между искусством и жизнью, научить людей видеть прекрасное в самых тривиальных вещах, жить "здесь и сейчас, создавать нечто интересное вне мастерских и подмостков, сделав это неотъемлемой частью повседневной жизни каждого творческого человека. 
Его основными принципами были абсолютная спонтанность, произвольность, отказ от любых ограничений, творчества "из того, что находится прямо под рукой" и философия антиискусства, которые переросли в различные уличные акции, представления и антитеатр. Именно благодаря его участникам мейл-арт обогатился такими неотъемлемыми атрибутами как артимарки (авторские художественные марки) и авторские штампы. 
Хотя увлечение этими самодельными марками и штампами появились задолго до внимания к этой теме Рея Джонсона и его Нью-Йоркской школы корреспонденции, именно его деятельность определила развитие этой своеобразной антифилателии, которая привлекла и объединила множество знаменитых художников. 
И поскольку их всех объединяла идея некоммерческого искусства (еще правильнее сказать, антикоммерческого), то и штемпели и артимарки ни в коем случае не должны были быть похожими на настоящие или фальшивые. Собранные общими усилиями в единое целое, они стали произведениями для свободного обмена между самыми разными людьми.
Мейл-арт чрезвычайно интересен своим многообразием техник и приемов. К примеру, некоторыми самыми привлекательными моментами игры в мейл-арте, на мой взгляд, являются возможность повторного использования чужих конвертов для создания иллюзии получения письма от постороннего человека или, когда получатель должен догадаться, откуда пришло письмо, и сколько творческих рук потрудилось над его художественным оформлением. 


В настоящее время мэйл-арт довольно прочно укоренился в современном искусстве, в рамках которого художественные произведения превращаются в классические почтовые послания. И хотя оно не является ни официальным и ни коммерческим, - все равно остается подлинно демократичным. И, как прежде, социальным, поскольку активно реагирует на все происходящие в мире события. Ему не присущи конкуренция и власть денег, - только позитивные отношения между людьми, активный обмен работами и идеями, а также интересные коллективные проекты.
К новым арт-объектам, дополнившим современный мейл-арт, можно отнести так называемые  "письма по цепочке", а также другие форматы работ, среди которых арт-буки, авторские (самиздатовские) книги, "книги дружбы" (заполняемые по цепочке самыми разными людьми с указанием личных данных и увлечений), деко-буки (которые отличаются от книги дружбы обязательным дополнениями в виде леттеринга, каллиграфии, рисунков, коллажей из фотографий или декоративными элементами, используемыми в скрапбукинге), авторские банкноты, наклейки, билеты, коллекционные карточки АТС, эмблемы, упаковка для продуктов питания, схемы, карты и т.д. Но именно конверты, артимарки, штемпели и рукописный текст  по сей день являются главной основой искусства мейл-арта. 


Я не случайно поставила на листочке для письма, состаренного травяным настоем, оттиск улитки из набора штампов ЖИВАЯ ПЛАНЕТА, поскольку первоначально для мейл-арта применяли обычную, а не электронную почту. Именно традиционная почта стала началом для развития так называемой "улиточной почты" (snail mail art). И в этой фразе по-сути кроется крайне медленная скорость доставки почтовой корреспонденции в прежние времена.


Стандартный конверт формата C6 (114 х 162 мм) со времен СССР был и по-прежнему остается основным форматом почтовых конвертов. С помощью специальной доски для создания конвертов ручной работы я сделала практически такой же, выбрав для украшения штампы ВЕТКА С ЖЕЛУДЯМИ, ПЕРЕЦ СЛАДКИЙ, ПЕРЕЦ ОСТРЫЙ, ПАТИСОН, БАКЛАЖАНЫ, УДИВЛЕННАЯ МЫШЬ, ЛЯГУШКА, РАЗЛИНОВКА, МАРКА и в поддержку концепции мейл-арта - надпись ГЛАВНОЕ ВНУТРИ. Оттиски были раскрашены цветными карандашами белого, зеленого и охристого цвета.


Конверты с вложением перед отправкой и наклеиванием марок обязательны к взвешиванию, и это не только существенно тормозит процесс отправки, но также поддержку всего движения мейл-арта, т.к. желание стоять в очереди есть не у всех. Если конверт чистый (немаркированный), то необходимо наклеить марок на 23 рубля при отправке простого письма и 54 рубля при отправке заказного. За вес писем более 20 гр. нужно будет наклеить марки соответствующего номинала согласно тарифам Почты России. Именно поэтому электронная почта для многих любителей мейл-арта стала более предпочтительной. тем не менее материальные объекты всегда ценнее для человека, нежели виртуальные. Думаю, что выходом из ситуации может стать почтовая карточка или открытка, на которые достаточно наклеить настоящие негашеные марки и сразу опустить в почтовый ящик. Впрочем, в непредвиденных случаях вы всегда получите их обратно, если не забудете указать обратный адрес. 


Почтовая карточка отличается от обычной почтовой открытки напечатанным на лицевой стороне знаком почтовой оплаты (почтовой маркой). Минимальный размер таких карточек - 10,5 × 7,4 см, а максимальный - 14,8 × 10,5 см.
Для оформления этой почтовой карточки были выбраны штампы: МАРКА, РАЗЛИНОВКА, ХРАНИТЬ ВЕЧНО, ГНЕЗДО С ЯИЧКАМИ, ДВА ПЕРЫШКА, КУСТИК ЗЕМЛЯНИКИ, ПТИЧЬИ ЯЙЦА, ШТЕМПЕЛЬ ГАШЕНИЯ ПОЧТОВОЙ МАРКИ, ШТЕМПЕЛЬ ЧЕЛЯБИНСК, ПОЛЕТ ЧАЕК, ЗМЕЯ.


В традициях мейл-арта всегда остается какой либо призыв, лозунг или иная говорящая надпись. Помню, что раньше довольно часто отправители на конвертах (особенно дети) писали какую-нибудь надпись типа "Лети с приветом, вернись с ответом" и т.п. Поэтому свою карточку я дополнила оттиском штампа ЖЕЛАЮ СЧАСТЬЯ. Тем не менее, у каждой из нас в арсенале довольно большое количество разнообразных штампов и алфавитов от ПСК и других производителей штампов, поэтому выбрать из них любую, соответствующую теме, идее, настроению или композиции, не составит большого труда.


Поскольку я решила сделать образцы в "винтажном стиле", то небольшой акцент в виде КЛЯКСЫ от "чернил"вполне приемлем. Небольшой КОМАР над земляничным кустиком очень оживил эту довольно плоскую композицию.


Следующий альтернативный вариант - это почтовая открытка, которая отличается от карточки более нарядным и торжественным оформлением лицевой стороны. К слову, любую почтовую карточку можно сделать открыткой, поскольку ее обратная сторона абсолютно чистая. 


Эта поздравительная открытка сделана с помощью штампов ВИШНЕВАЯ ВЕТКА, ПОЗДРАВЛЯЮ и частичными оттисками ЛИАНЫ для оформления края.


Чтобы поддержать стиль, я решила раскрасить ее цветными карандашами. А чтобы достаточно контрастная и несколько тяжеловесная надпись выглядела воздушнее, ее нижнюю обводку я сделала белым цветом.


Несмотря на то, что обычно изнаночная сторона открыток обходится только разлиновкой для адреса, мне показалось интересным также дополнить ее РАЗЛИНОВКОЙ, МАРКОЙ, ШТЕМПЕЛЕМ ЧЕЛЯБИНСК и ЗНАКОМ ГАШЕНИЯ МАРОК. Если на их часть будет приклеена настоящая негашеная марка, то это не будет препятствием для доставки открытки по адресу. Как упоминалось выше, один из трюков и принципов мейл-арта - это возможность отправлять уже полученную корреспонденцию. Главное - соблюдать правила и никогда не обманывать почту фальшивыми марками и штемпелями, т.к. это предусматривает административную ответственность в соответствии со статьей 13.10. КоАП РФ "Изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, международных ответных купонов, использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей". Поэтому нам в помощь не только марки штемпели, только имитирующие настоящие (а также уже не используемые или не относящиеся к почте - к примеру, как оттиск штампа ХРАНИТЬ ВЕЧНО) и чернила любых цветов и оттенков.


В заключение, мне бы хотелось еще раз напомнить основные принципы и отличительные особенности мейл-арта.

1. Художник мейл-арта может иметь сотни корреспондентов из разных стран мира или создать небольшую группу единомышленников. 

2. Любой человек, имеющий доступ к почтовому ящику, может участвовать в творческом процессе и обмениваться бесплатными произведениями искусства. Каждый участник вправе самостоятельно решать, как и когда отвечать (или не отвечать вовсе) на часть входящей почты.

3. Демократический дух мейл-арта определил разнообразие художественных форм, используемых для создания произведений. Частое использование определённых материалов и приёмов связано с их доступностью, удобством и возможностью создавать копии любым способом.

4. Написанный от руки или напечатанный текст, является неотъемлемой частью мейл-арта и используется как форма художественного творчества, так же как и текст личных сообщений.

5. На выставках мейл-арта нет жюри, нет платы за участие, нет цензуры, и выставляются абсолютно все работы. Незначительные корректировки и уточнения в правилах, обычно касаются,  к примеру, просьбы избегать явного сексуального характера работ.

6. Приверженцы мейл-арта ценят процесс обмена идеями и чувство принадлежности к глобальному сообществу, которое способно поддерживать мирное сотрудничество вне различий в языке, религии и идеологии. И это одно из отличий мира мейл-арта от мира коммерческих почтовых открыток и просто искусства, пересланного посредством почты.


Говорят, что задолго до возникновения почтовой системы, императрица Клеопатра, завернувшись в ковер, приказала доставить себя в качестве необычной посылки Юлию Цезарю. Этот эпизод из жизни можно считать первым зафиксированным примером мэйл-арта. ))
Однако, более достоверными фактами являются те, в которых художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог и его брат Тео, помимо текстовых сообщений обменивались также эскизами картин. А художник экспрессионист Эгон Шиле еще в 1912 году отправил своим друзьям из Вены собственноручно разрисованный конверт. И все это - далеко не самые известные случаи использования почтовых конвертов в художественных целях.


Для этого коллажа из вырезанных оттисков штампа МАРКА и контурных букв АЛФАВИТА я использовала дизайнерскую крафт-бумагу с прозрачным эмбоссингом и изображением карты. Края марок окрашены пигментным маркером, а оттиски КОШАЧЬЕГО ГЛАЗА и МЫШИ - также цветными карандашами. Маленькие цифры на артимарках с "годом выпуска" взяты из набора штампов КАЛЕНДАРЬ.

Желаю вам творческих успехов и вдохновения!
И помните, что для мейл-арта нет незначительных работ и неумелых художников.

В публикации были использованы материалы статей:

2 комментария: