Постоянные читатели

понедельник, 10 сентября 2012 г.

О Фаберже, яйце... или о чём так важно помнить

Сегодня, я предлагаю нам подумать над тем, что такое "творчество". В общепринятом значении - это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового (т.е. с точки зрения других лиц). И основной критерий, отличающий творчество от изготовления (т.е. производства) - уникальность его результата (причём, его довольно редко может повторить даже сам автор!). Однако, я думаю, что не открою большой секрет, сказав, что творчество - это прежде всего процесс непрерывного познания. Именно с творчеством  взаимосвязано развитие как начинающего, так и состоявшегося мастера, поскольку развивает­ся лишь тот, кто создает и творит новое, кто выходит за рамки предложенного и всеми силами пытается реализовать свой внутренний потенциал. Но даже при этом настоящее творчество возможно только в условиях свободного выбора - и не только темы, формы или стиля для создания своих творений, но и в способе его личной оценки...


Фаберже


Карл Фаберже родился в 1846 г. в Санкт-Петербурге. Его отец был скромным ювелиром, и так же как и он, Карл стал ювелирных дел мастером, а в 26 лет -  хозяином мастерской своего отца. Но, не смотря на полученное образование и несомненное мастерство - под которым мы понимаем ремесло, позволяющее производить высококачественные изделия, а также обязательное знание необходимых для этого производства техник, материалов и их свойств, - его работы в период с 1866 по 1885 (а это почти 19 лет!) были совсем не примечательны, мало того, они практически все не дошли до нашего времени, что говорит об их художественной малоценности.

Знаменитый ювелир дома Фаберже Франц Бирбаум так описывал продукцию фирмы в тот период: “неуклюжие золотые браслеты, модные в то время, броши и медальоны с цепочками и застежками... они украшались камнями и эмалью... их образцы до сих пор можно увидеть на старых рисунках фирмы.” Увы,  это было именно так! Найденные образцы эскизов ювелирных украшений полностью подтверждают эти слова, поскольку напоминают не только работы его отца, но и  работы многих известных в то время французских ювелиров, и даже сейчас ничто не позволяет нам увидеть в них гений великого русского мастера. 

Так что же такое произошло, что из обычного ювелира вырос величайший художник, имя которого до сих пор служит символом высочайшего, непревзойдённого и поныне уровня мастерства?

Началом этому послужило тесное сотрудничество с другими мастерами, в частности с родным братом Карла - Агафоном. Он был на 16 лет младше Карла, и ему было всего 20 лет, но он обладал живым умом и поистине неистощимой творческой энергией. В своих мемуарах известный швейцарский ювелир Франц Бирмаум напрямую связывал благоприятные перемены, произошедшие в ювелирном доме, с Агафоном Фаберже: “...по характеру более живой и впечатлительный, он искал и находил вдохновение повсюду - в античности, в искусстве Востока, которое тогда еще не было изучено, или в природе. Сохранившиеся его рисунки - свидетельство постоянного и непрекращающегося поиска. Нередко можно встретить до десятка разработок одной темы.”  Вместе они много путешествовали по Европе в поисках вдохновения и изучая первоисточники стилей, однако... самый богатейший и впечатляющий источник вдохновения нашли у себя на родине - им стал Эрмитаж. “Эрмитаж с его галереей драгоценностей стали школой для ювелиров Фаберже. После керченской коллекции они изучали все представленные там эпохи, и особенно век Елизаветы и Екатерины II. Многие из ювелирных и золотых произведений были скопированы с большой точностью, и затем были исполнены новые композиции, пользуясь этими образцами как руководством". 

Кроме того, огромное значение для дома Фаберже стало сотрудничество с Францем Бирмаумом - выдающимся гранильщиком, специалистом по эмалевой технике и создателем большинства дизайнов знаменитых пасхальных яиц. По этому поводу для нас весьма показательны его следующие воспоминания: “Таких яиц было исполнено 50 - 60 штук, из которых мне пришлось компоновать не менее доброй половины. Работа эта была не из легких, если принять во внимание, что сюжеты не должны были повторяться, а яйцеобразная форма обязательна.”

Именно этот период в истории фирмы Фаберже считается самым значительным, богатым и творчески насыщенным. Уже к середине 1890-х годов, она смогла обойти почти всех конкурентов и приобрела не только крупных заказчиков, но и мировую известность. Было продано более 200 тысяч изделий.  Однако, в период сотрудничества с последним старшим мастером дома Фаберже - Генриком Вигстремом,  ювелирным изделиям снова стало не доставать живости и изобретательности его творчески одарённых предшественников: дизайн стал более сухим и классическим, исчезли яркость красок и причудливость линий, присущие стилю модерн. И, хотя качество, как и прежде, осталось великолепным, использование заранее заготовленных деталей наложило на всё отпечаток промышленного производства. Однако, Фаберже не собирался мириться с таким положением вещей и стал лично руководить подбором материалов для своей фирмы и лично решал, давать или нет изделию своё имя. Отбракованные мастером изделия либо уничтожались, либо продавались без клейма.

Он мог бы так и остаться знатоком и мастером своего дела, преуспевающим ювелиром со множеством обеспеченных клиентов, если бы не решил изменить стиль и переключиться с дорогих материалов на более простые для того, чтобы красота самого изделия ценилась выше стоимости используемых в ней материалов. Он постоянно экспериментировал, стараясь найти в любом, даже самом обычном материале (например, дереве, поделочных самоцветных камнях, олове) что-то прекрасное. В итоге, его работы стали привлекать покупателей не только материальной или художественной ценностью, а прежде всего красотой и оригинальностью, - их стало невозможно спутать с какими-либо другими. Его стиль легко узнать, но невозможно передать словами, кроме как "строгая элегантность в сочетании с неповторимыми техниками исполнения".  

Примечательно, что главной отличительной  чертой изделий дома Фаберже является так называемая ретроспективная (т.е. основанная на вечных ценностях) стилизация. Стоит только взглянуть и практически безошибочно увидишь в этих сказочных работах искусство скифов, китайские цветочные букеты, японские нэцке, индийские или "мусульманские" мотивы.... Дом Фаберже называли "культурной губкой", впитывающей искусства всех времен и народов. При этом каждое изделие создавалось в единственном экземпляре, и даже если заказчик просил сделать "копию", то в неё обязательно вносились изменения, чтобы каждое из них оставалось по-настоящему уникальным.

Карл Фаберже с гордостью заявлял: “...если сравнить с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушеран, Картье, то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1.500.000 рублей. Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга.” К слову,  самая высокая цена, которую ему когда-либо удавалось получить, составила  "всего" 250 тыс. рублей, и то это был свадебный подарок царской семьи будущей императрице Марии Фёдоровне.
 
За всю свою жизнь он создал удивительно разнообразный ряд легко узнаваемых изделий, каждое из которых несло на себе отпечаток изысканности, уникальности и совершенства. Его работы пытаются копировать или подделывать на протяжении всего времени, но до сих пор (даже при современных технологиях) эти попытки всё также безуспешны, как и сто лет назад. Кроме того, он умело привлекал в свои мастерские одарённых дизайнеров и высококвалифицированных мастеров, постоянно находился в поиске новых идей и технологий, благодаря чему его изделия  приобрели небывалую  конкурентоспособность. Кроме того, в конце каждого года он не только отправлял на переплавку все не проданные изделия, но и уничтожал те, которые не соответствовали его жёстким стандартам совершенства.

В заключение...

Думаю, что в этом и кроется самое веское доказательство того, что высокий уровень профессионального мастерства (ремесла) в сочетании с пытливым умом, неиссякаемой фантазией и постоянными поисками вдохновения для создания чего-то качественно нового и уникального (каким является творчество), умение находить новые решения (новаторство), а также умение воплотить их в своих работах, способны подарить миру Мастера.

Многие спросят, а для чего, собственно, нам следует задуматься над этим? Я просто убеждена, что такой подход крайне важен в любом виде творчества, поскольку прежде всего необходимо не только овладеть важными знаниями о качестве, свойствах и разнообразии необходимых нам материалов, инструментов, техник, но и стараться неустанно двигаться дальше - не только с позиций творческого развития, но и (поскольку для многих хобби всё-таки является желаемым или необходимым источником дохода) стараться делать свои изделия прежде всего конкурентоспособными, т.е. обладающими такими необходимыми свойствами как качественный уровень исполнения (на который влияет правильный выбор и архивность материалов), соответствие запросам и потребностям покупателей, адекватная цена и уникальность работы каждого мастера, позволяющая выгодно выделить его среди всех остальных. Но и тут я вынуждена признать, что - как это ни удивительно для многих из нас, - зачастую именно мы своими работами формируем у окружающих людей не только определённое мнение о нашем "творчестве" (в том числе и весьма снисходительное), но также их  вкусы и предпочтения.

Желаю всем нам много сил и терпения в познании многообразных тайн и секретов творчества, помня о том, что "умные учатся на чужих ошибках",  "не ошибается тот, кто ничего не делает" и что вдохновение важно и нужно искать не только в блогах других мастеров, но и в мире искусства. Всегда стремитесь передать в работе частицу своего внутреннего "Я", не бойтесь ошибок и не бойтесь быть непонятыми, если всё-таки материальная сторона творчества для вас не так уж и важна. 
Творческих нам успехов, любви и понимания!

Источником вдохновения для этой статьи послужила замечательная работа о Фаберже  А. Гольдберга .

4 комментария:

  1. ох, Ленуль, сколько ты написала!!!!!!!!!
    на все 1000% с тобой согласна!
    и творчество и коммерческая жилка пусть в нас присутствуют, кому это удается- уважуха, продать свою работу не каждый сможет! главное - что бы было стильно, от души и кративно! а не а ля тяп ляп... а те, кто скрапит для души -знают, кааак дорого нам наше детище достается, в прямом и переносном смысле.
    работать на заказ можно по разному, каждому свое!
    я пока имею возможность создавать свои странички в радость себе и своей семье!
    и учусь...мне кажется, порой, у меня неплохо получается.
    да, меня редко выбирают в ТОП, мои работы отличны от других, менее "модные"...кстати, только что у Виолы в блоге на подобную тему коммент оставила)))
    так что я всем желаю: широту души, способности учиться, и, твоить в свое удвольствие!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оля! Полностью с тобой согласна и поддерживаю твои поиски, потому что вижу, как с каждой работой растёт не только твоё мастерство, но и интерес к тебе как к мастеру. А работа с душой действительно требует много усилий, даже если с виду она выглядит очень просто :) ХОХО!

      Удалить
  2. Дааа-а, Леночка, вот это ты закатила статью про творчество! Я согласна с тем, что в работу нужно вкладывать душу и свою частицу "Я" и так, чтобы твоя работа приносила тебе только удовольствие!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана! В Ваших работах душа точно присутствует: мне кажется, что Вы по-другому просто не умеете :) Благодарю за отзыв! Вообще-то я хотела написать покороче, но ... столько важных фактов - их не так-то просто сократить ))

      Удалить